Русская иконопись и её школы в XVI – XVII веках

Русская иконопись и её школы в XVI – XVII веках

Икона на Руси на протяжении столетий прочно вошла в жизнь и быт. По наблюдениям иноземца, «русский человек нигде и никогда не хотел расставаться с иконами: в путешествия, на войну он всегда отправлялся со своею иконою. Над дверьми лавок, домов, складов, на улицах – везде ставились иконы».

Подобную приверженность к иконе объясняли суеверием или полуязыческой фетишизацией, между тем в историческом аспекте в этом факте ясно выступает эстетическое начало. Ещё в XV – начале XVI веков в монастырских ризницах и частных хранилищах собирали, берегли, дарили иконы известных мастеров, письма Рублёва и Дионисия.

В XVI и в XVII веках иконы становятся одним из главных видов пожертвования в монастыри, подобно неисчислимым вкладам Годуновых в Ипатьевский монастырь. В XVII веке создаётся благоприятная почва для сугубого внимания к мастерству, ювелирной тщательности в живописи. Особое тщеславие знати и ценителей иконописи проявляется в заказе икон именитым мастерам и нередко – чрезвычайно высокой оплате их труда. Так, за небольшой образ «Петровской Богоматери» (ок. 1614 г.) Никита Григорьевич Строганов заплатил Назарию Истомину пятьдесят рублей, что и отмечено записью на обороте иконы. Наряду с этим в XVII веке налаживается нечто вроде серийного производства икон. За дело активно взялись предприимчивые Строгановы, побуждаемые необходимостью снабдить достаточным количеством икон храмы во вновь присоединённых обширных землях Прикамья и Сибири.

Монастыри широко используют привилегии в продаже икон местночтимых святых или храмового праздника, поручая заказы не только своим мастерам, но и иногородним иконникам. Так, например, для Кирилло-Белозерского монастыря писали иконы кирилловские и белозерские, вологодские и ярославские посадские мастера. Кирилловский иконник Матюшка Железин, Иов Марашин, старец Митрофан, ярославские иконники Владимир и Евстафий за три года, с 1608 по 1611-й, написали 535 икон Богородицы и кирилловских чудотворцев. Кирилл Сидоров написал для монастыря с 1614 по 1620 год 297 икон. Кроме того, монастырь закупал («променивал») иконы в Москве, Вологде и Ярославле, продавая их богомольцам.

Русская иконопись

Кириллов монастырь не был исключением. Подобного рода предпринимательская деятельность осуществлялась в большей или меньшей степени и другими монастырями – иконописное дело не оставалось в стороне от общего процесса развития экономики России, роста товарного обращения.

«Серийность» изготовления икон предопределила появление иконописи как ремесла, чем впоследствии прославились владимирские сёла Мстера, Палех, Шуя, Холуй и против чего уже в XVII веке восставали царские изографы Иосиф Владимиров и Симон Ушаков. Естественно, что не все иконописцы-ремесленники из посада могли подняться до уровня высокого мастерства, однако многочисленные разветвления иконописного дела давали возможность выявиться талантливым художникам в самых отдалённых местах, и мы действительно встречаем (в числе жалованных) иконописцев из Холмогор, Казани, Соликамска и Тобольска.

Ремесленные произведения создавались во все времена, но судят о лучших художественных достижениях эпохи не по ним. Примечательно, однако, что и теперь большинство икон XVII столетия не воспринимаются как ремесленные. Они, с их превосходным чувством стиля и бесспорным мастерством исполнения, являются произведениями искусства подобно изделиям античности или Византии. В литературе последних десятилетий предприняты попытки выделить в искусстве XVI – XVII века некоторые самостоятельные направления. Кроме принятых издавна в иконописной среде наименований «строгановские письма», «школа царских иконописцев» появляются понятия «годуновской школы», «московской школы».

школа иконописи

«Строгановские письма» отличаются техническим совершенством живописи, предпочтением миниатюрных форм, тогда как «годуновская школа», как полагают, представляет собой архаизирующее направление. Понятие «московская школа» подразумевает произведения высокого класса, внимание к драгоценной, эффективной внешне живописи. Подобного рода классификация не даёт, однако, твёрдых отправных моментов для характеристики художественных направлений и состояния искусства этого времени. Практически к московской школе относят преимущественно анонимные иконы, тогда как подписные образуют группу «строгановских писем» только потому, что Строгановы как заказчики оставляли на полях пометки с указанием имени иконописца. Спорным является и мнение об архаизирующем характере «годуновских писем»: в произведениях, написанных в мастерских Годуновых, больше внимания уделяется передаче объёма и телесности фигуры, более натуральным пропорциям, использованию западных образцов для изображения архитектурного фона.

Условно и понятие «строгановских писем», поскольку иконописные мастерские Строгановых не имеют отношения к возникновению этого стиля, и общерусское распространение его не вызывает сомнений. Представление о «строгановских письмах» связано с искусством, выросшем на почве северо-восточных провинций с его несколько архаизирующей тенденцией и стремлением к стереотипности художественных приёмов. Это понятие удерживается в искусствоведении как дань традиции, принятой в среде иконописцев, а также ввиду бесспорной роли Строгановых как меценатов в развитии и поощрении этого стиля с его тяготением к стилизации в духе новгородских писем. Возможно, здесь сказалось новгородское происхождение Строгановых, о чём они никогда не забывали.

Роль Строгановых как покровителей искусства особенно значительна в трудные годы второго десятилетия XVII века: лишённые заказов со стороны двора, иконописцы нуждались в поддержке влиятельных и богатых лиц, какими были Строгановы. О неопределённости принятой в настоящее время классификации стилей можно судить по тому, что одни и те же мастера – Никифор и Назарий Савины, Истома, Прокопий Чирин – работали для Годуновых, для Строгановых и для Михаила Романова.

Вам понравилась статья?
Поделиться статьей:

Подписывайтесь на обновления сайта!
Введите Ваш E-mail:


Предлагаем посмотреть небольшой фильм о древнерусской иконописи.


Kopikot

Реклама

Авиабилеты и отели

Ж/д билеты

250x250

Билеты на автобус

250x250

Страховка

250*250

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика Индекс цитирования