Одно из страшных событий Великой Отечественной войны – это блокада Ленинграда. Она продолжалась 871 день и стала жестоким испытанием для всего населения города. Дорога жизни через Ладожское озеро была единственным путем, через который измученным людям доставляли продукты и вывозили больных и раненных.
Блокада Ленинграда была неизбежна, так как город являлся важным стратегическим объектом. Ворота к Балтийскому морю и подходы к городам Мурманск и Архангельск были необходимы для дальнейшего продвижения гитлеровской армии по стране. Это так же давало возможность отрезать поступление союзнической помощи советским войскам.
Кольцо вокруг города медленно сжималось, но до последнего момента многие не верили, что такой исход возможен. Со взятия близлежащего Шлиссельбурга 8 сентября 1941 года началась самая длительная блокада в мировой истории. Жители Ленинграда в считанные часы постарались обеспечить себя минимальным запасом продуктов, сметая все с прилавков продовольственных магазинов. В городе произошел пожар, который уничтожил стратегический запас продуктов, но и его бы не хватило на почти 900 дней выживания.
В первые дни в городе были введены продовольственные карточки, но и это не спасало положение. Трехмиллионное население осталось без запасов продовольствия. К этому прибавились сильные морозы, которые оставили город без питьевой воды и электричества, началось нашествие крыс, уничтожающих продукты и разносящих инфекции. Люди умирали прямо на улицах, и их некому было хоронить. В городе стали появляться случаи каннибализма.
Но Ленинград продолжал жить и помогать фронту. Заводы выпускали патроны и снаряды, не переставало функционировать радио, со временем открылся симфонический оркестр, который впервые исполнил «Ленинградскую симфонию», написанную Шостаковичем.
Дорога жизни через Ладожское озеро начала функционировать с самого первого дня осады. Город постоянно подвергался бомбардировкам, то же происходило и с единственной артерией, которая соединяла Ленинград со свободными территориями.
Начиная с 12 сентября 1941 года, в город начали поступать продукты и медикаменты, они прибывали на барже, но это была маленькая толика от того, что было необходимо для нормальной жизни. Сообщение по воде продолжалось до тех пор, пока штормы не сделали его невозможным. Вражеская авиация в постоянном режиме вела обстрел данного участка. Каждый новый рейс был подвигом со стороны капитанов и всей команды судов. Невзирая на неблагоприятные погодные условия и постоянный «свинцовый дождь» с неба навигация продолжалась до наступления морозов и появления льда.
Первый санный обоз вышел на ледовую поверхность застывшего озера двадцатого ноября. Лед еще не был достаточно прочным, и это было опасно для жизни тех, кто совершал свой молчаливый подвиг. Когда лед достаточно укрепился, на его поверхность вышли колонны грузовиков. Очень частыми были случаи, когда машины уходили под лед, несмотря на то, что груз каждой составлял два – три мешка продовольствия. Каждый новый рейс был сопряжен с риском для жизни, но дорога №101 не прекращала функционировать до весенней оттепели. Благодаря поставкам продуктов в городе был увеличен ежедневный паек, но он все равно выдавался по карточкам. Из блокадного города вывозили людей, которые особенно нуждались в эвакуации.
На первоначальном этапе многие не верили в возможность подобной переправы. Скептики утверждали, что лед не выдержит переправы всего необходимого. Немцы ежедневно закидывали город листовками со следующим содержанием, что невозможно переправить по льду столько продовольствия, чтобы прокормить миллионный город. Но командование не оставляло этой идеи и в короткие сроки собирало информацию по самому оптимальному пути. Было решено переправляться по направлению Новая Ладога – Черноушево – Лемассарь – Кобона. В качестве транспорта были выбраны грузовые машины ГАЗ-АА, которые называли полуторки.
Дорога жизни через Ладожское озеро не была изучена полностью, поэтому были случаи, когда проваливался под лед не грузовик, а легковой автомобиль, следовавший следом. Учеными было выведено предположение, что всему виной явление резонанса. В связи с этим появилось предписание, следовать всем автомобилям с одинаковой скоростью. Из-за состояния переправы и постоянных бомбежек ее назвали «Дорогой смерти».
Позиции фашистов находились очень близко от переправы, поэтому огонь из крупнокалиберных орудий и бомбардировки с воздуха были постоянными.
Шоферы, отважно вынося холод и голод, работали по двенадцать часов. Они совершали по 5-7 рейсов в сутки, работая и днем и ночью. В ночное время переправа проводилась в слепую с выключенными фарами. Это делалось для того, чтобы обезопасить себя и, самое главное, свой груз, который так важен для блокадного города. Зачастую приходилось ехать с открытой дверью, несмотря на сорокаградусный мороз, так появлялась большая вероятность выжить. Каждый новый рейс был смертельно опасным, но добровольцы не прекращали свой скромный и ратный подвиг.
Сложным этапом стала зима 1942-1943 годов, потому что из-за высокой температуры, лед был очень слабым и тонким. Дорога жизни через Ладожское озеро продолжала функционировать даже в этих условиях. Она существовала до 24 апреля 1943 года.
По официальным статистическим данным из Ленинграда за время блокады было вывезено более 640 тысяч человек. 575 тысяч тонн продуктов и других грузов было доставлено в осажденный город. На фронт отправлялись припасы, необходимые на передовой. 300 тысяч солдат и офицеров из осажденного города оказались на линии фронта.
Невозможно недооценить значение данной переправы. Дорога жизни через Ладожское озеро стала связующим путем между блокадным городом и свободными территориями. Все понимали, что без нее больше миллиона человек могут не дождаться освобождения, поэтому прикладывали все усилия, чтобы дорога продолжала функционировать.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах сайта StranaKontrastov.ru!
Десерт
Рекомендуемые сервисы:
- Поиск и бронирование баз отдыха по всей России по цене самих баз.
- Бронирование отелей по лучшим ценам.
- «Умный» подбор туров от ведущих туроператоров.
- Поиск экскурсионных туров от туроператоров через уникальный онлайн-сервис, позволяющий сэкономить до 20% затрат на отдых.
- Сервис для поиска и бронирования экскурсий от частных гидов и местных жителей.
- Покупка авиабилетов по самым выгодным ценам.
- Покупка железнодорожных билетов без очереди в кассу. Просмотр рассписания поездов. Информация о наличии мест.
- Покупка автобусных билетов по выгодным ценам из 5842 городов России, СНГ и Европы.